Собственность семейства кошачьих

КОШКИ

Кошка

Тимофей из Газы «О животных»

перевод А.Г. Юрченко

Кошка

 

1.         Говорят, что кошка (айлур), которую мы обычно называем [ее] римским именем cattus, произошла от союза барсов в Ливии. И, как говорят,  самка больше напоминает блудницу и   во время совокупления ласкает самца.

2.         Малыши смотрят друг за другом, когда ложатся спать, и когда они видят...** (лакуна в тексте, недостает приблизительно 4-х букв), они рвут его на куски. Некоторые люди рассказывают то же о кунице, которую мы называем «кошкой».

 

Комментарий

 

Первоначальной областью распространения домашней кошки мо­жет считаться Северная Африка, где и засвидетельствовано пер­вичное название «кошки», лежащее в основе этого миграционного термина (ср. в нубийских языках форму kadis в значении «кош­ка»)[i]. Как заметил Страбон, рассказывая о ручных животных Египта, «из птиц встречаются ибис и египетский коршун — ручной по сравнению с коршунами других местностей, так же как и кошка» (Страбон. XVII. 2. 4).

В интересной книге поза­прошлого века, посвященной истории одомашнивания животных, сказано: «Чтобы до такой степени приручить это животное к человеку и сделать вполне домашним — так как домашняя кошка не дичает и постоянно снова возвращается домой — этого мог добиться только египтянин, и на это потребовались тысячеле­тия»[ii].

Египетская домашняя кошка у греческих писателей именуется словом «айлур», однако в текстах, там, где это слово от­носится к греческому животному, оно обычно означает «куницу» или дикую кошку. Например, у Аристотеля: «хорек (возможно: куница) поедает птиц, так же как кошки»; «кошки и ихневмоны родят столько же, сколько собаки, и питаются тем же; живут около шести лет» (Аристотель. История животных. IX. 6. 50; VI. 35. 184). Ученик Аристотеля, Теофраст в сочинении «Характеры» описывает поведение суеверного человека, которому перебегает дорогу животное, названное «ласточкой», что О. М. Фрейденберг переводит как «кошка», видимо, на том основании, что ласточки считались (и что соответс­твует реальности) врагами мышей. «И если ему кошка перебе­жит дорогу, он до тех пор не пойдет дальше, пока кто-нибудь не пройдет или пока он не перебросит трех камней через дорогу» (Феофраст. Характеры. XVI). В эпоху заката Западной Рим­ской империи домашняя кошка появляется в Италии под именем catus. С тех пор это имя вместе с самим египетским животным перешло из Италии ко всем народам. У церковного историка Евагрия Схоластика (VI в.), писавшего по-гречески, сказано: «Айлур, которого в общем употреблении привыкли называть котом (κάττάν)». Чуть позже Исидор Севильский отметит в своих «Этимологиях»: «Кошка (musio) названа так, потому что враждебна мы­шам (mus). Народ зовет ее обычно котом (catus), от слова «лов­ля» (captura). Другие говорят, что она называется cattus, потому что она зоркая. Ведь она так остро видит, что блеск ее глаз преодолевает тени ночи» (Исидор Севильский. XII. 2. 38). Ситуа­ции с употреблением латинского имени кошки (cattus) отражена и Тимофеем.

В Китай кошка была завезена поздно и считалось, что там она не приживется. Персидский поэт Низами Гянджеви приводит общеизвестное в его время суждение: «Три вещи есть. которые в трех местах, все три бывают недолговечны и гибнут: и Индии кони и в Парсе слоны, в Китае кошки, так доказывают!). (Низами Гянджеви, с. 248). Видимо, к более раннему времени относятся сведения персидской космографии: «В Китае нет кошек, [поэтому] там много мышей, так что невозможно есть хлеб» (Чудеса мира. 187). Описывая достоинства и чудеса ас-Сина, ал-Бакуви отмечает: «Там есть мускусное животное («мускусный кот»), но кошка здесь не котится» (ал-Бакуви. I. 32).

В Древней Греции кошка вытеснила домашнюю ласку лишь и период IIV вв., и поэтому она не могла играть никакой роли и древнегреческой религии[iii]. Напротив, в Египте кошка была одним из главных священных животных, что было отмечено Овиднем (Овидий. Метаморфозы. V. 330). По словам Геродота, «трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погре­бают там в священных покоях» (Геродот. II. 67). Геродот рас­сказывает следующую историю: «Всякий раз, как у кошек появ­ляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те. желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибега­ют к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умер­щвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детенышей» (Геродот. II. 66). Обратная картина рисуется Аристотелем, однако трудно решить, о домашней или о дикой кошке идет речь: «Кошки же не соединяются сзади, но самец держится прямо, а самка подкладывает себя. Кошки по сво­ей природе любострастны, вызывают котов на совокупление и и момент соединения кричат» (Аристотель. История животных V. 2. 10; ср.: VI. 29. 3).

В «Соннике» Артемидора «кот означает прелюбодея, потому что он охотится за птицами, а птицы, как я уже отмечал в пер вой книге, сходны с женщинами» (Артемидор. Сонник. III. 11). Плутарх, разъясняя символику некоторых египетских изображений, сообщает: «Под кошкой подразумевается луна из-за пестроты, ночных блужданий и плодовитости зверя… И кажется, что зрачки в глазах кошки  наполняются  и  расширяются  в  полнолуние,  а  при  убыли светила — утончаются и слепнут» (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 63).

В персидском сочинении XII в., посвященном секретам разных ремесел,   в  разделе  «Об особенностях разных животных кошка предстает существом, связанным с колдовством и любовной магией. «Польза от кошки [кота]. Если поесть мясо черного кота, то над этим человеком будет всегда бессильно колдовство. И если кто-нибудь высушит яички черного кота, мелко их разотрет, смешает с маслом и будет намазывать на член перед совокуплением с той, кого он желает, то каждая женщина, с которой он будет совокупляться, никого ему не предпочтет, даже если он некрасив. Если кто-нибудь высушит сердце черного кота, зашьет его в волчью кожу и будет носить это на правой руке, то ника­кой враг его не одолеет и он [никогда] не струсит. Если носить с собой зубы черного кота, то не почувствуешь ночью страха. И если кто-нибудь высушит желчь черного кота, потом разотрет ее, как сурьму, и будет мазать глаза, то он будет видеть ночью так же хорошо, как и днем. Если кто-либо намажет член кровью черного кота и совокупится с женщиной, то [эта] женщина станет его любить» (Хубайш Тифлиси. XII. 17а—д).


 

[i] Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. – С. 601.

[ii] Ген. В. Культурные растения и домашние животные в их переходе из Азии в Грецию и Италию, а также в остальную Европу. – С. 274.

[iii] Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. – С. 233.

 

ЛОГОВО

ДРЕВО

 

(с) Gelwedd, 2005

Сайт управляется системой uCoz